В 1878 года произошло большое по тем временам событие - в г. Томске была открыта Томская местная повивальная школа, на обязанности которой лежала подготовка медицинских кадров по оказанию медицинской помощи сельскому населению Томской губернии. Она имела 3 класса. С 1884 года в школу стали принимать лиц, сдавших вступительные экзамены. Чтобы поступить в школу повивальных бабок требовалось заявление, метрическое свидетельство о рождении и крещении, замужним - разрешение мужа, а несовершеннолетним - согласие родителей или опекунов. Правилами приема предусматривалось: знание общеупотребительных молитв закона божьего; из русского языка - бойкое чтение и толковый пересказ прочитанного, письмо под диктовку без грубых ошибок; из арифметики - сложение, вычитание, умножение и деление. Первый штат школы состоял из директора, преподававшего акушерство и гинекологию, преподавательницы русского языка, арифметики и надзирательницы. Первым директором Томской повивальной школы был Якубовский Ф.О. Затем в течение 21 года руководил школой Березницкий И.И., который вложил много труда и энергии в дело подготовки повивальных бабок, как в те годы называлась акушерка.
-
Устав Томской местной повивальной школы
-
Распоряжение от 30.05.1878
-
Выписка из распоряжения от 30.05.1878 об учреждении Томской местной повивальной школы
Непосредственным помощником директора была надзирательница, имевшая среднее медицинское образование. Надзирательница руководила практическими занятиями, воспитанием и наблюдала за поведением воспитанниц. В тот период преподавались анатомия, физиология, акушерство и краткие фельдшерские знания, куда входило оспопрививание и уход за больными [6]. Роды принимались в родильном покое при повивальной школе и на дому. По окончании школы воспитанницы экзаменовались по анатомии с физиологией, акушерству[5]. Они были обязаны прослужить в Томской губернии полтора года за каждый год содержания. В селах при волостных правлениях были установлены должности повивальных бабок. Оклад (жалование) был 120 рублей в год. Повивальные бабки, уезжавшие к месту службы, получали книгу по родовспоможению и набор инструментов на 35 рублей.
В селах первым повивальным бабкам пришлось выдержать борьбу с местными знахарками - повитухами. Но вскоре народ оценил работу повивальных бабок. В архивных материалах сохранились теплые отзывы благодарного населения Томской губернии. Так, 10 февраля 1885 года, крестьяне Качинского округа по поводу повивальной бабки Калугиной Анны вынесли следующее решение: "Повивальная бабка Калугина, проживающая несколько лет в селе Спасском, вела себя хорошо, и все требования, относящиеся к ее обязанностям, исполняла добросовестно, во всякое время дня и ночи и равно с одинаковым усердием, как для самого беднейшего населения, так и для зажиточных". Крестьяне просили оставить Калугину для продолжения работы. Таким образом, повивальная школа сыграла большую роль в деле развития медицинской помощи населению Томской губернии.
В 1906 году повивальная школа была преобразована в акушерско-фельдшерскую школу [2]. При школе находился родильный покой и пансион для воспитанниц. В школу принимались лица женского пола от 16 до 28 лет, выдержавшие экзамены за 4 класса гимназии. В число штатных пансионерок принимались только дочери крестьян Томской губернии. Обучение продолжалось 4 года. Воспитанницы были штатные, нештатные и приходящие. В акушерско-фельдшерскую школу молодежь того времени поступала с желанием.
В школе кадры были высококвалифицированные. Это были профессора и ассистенты медицинского факультета Томского госуниверситета, а впоследствии медицинского института: Иосифов Г.М., Тимашев С.М., Вершинин Н.В., Боголепов А.А., Райский М.И., Александров Н.А., Чистяков П.И., Либеров Н.Д., Адамов С.А., Богараз Н.А., Шмаков А.С. и другие.
На первом курсе преподавались общеобразовательные предметы. На старших курсах специальные предметы. Огромное внимание уделялось практическим занятиям, особенно практической подготовке к акушерской деятельности. Воспитанницы в субботние дни несли дежурства в больнице приказа общественного призрения. Во время дежурства в палатах под руководством врачей и фельдшеров обучались уходу за больными и исполняли фельдшерские обязанности. Интересным был порядок проверки знаний. В конце каждого полугодия назначались репетиции с целью проверки знаний учащихся, и, получившие удовлетворительные отметки, допускались до экзаменов. Экзамены сдавались в торжественной обстановке, в присутствии комиссии в составе врачебного инспектора, директора и преподавателей школы. Экзамены сдавали по всем предметам, изученным в течение года. По окончании полного четырехлетнего обучения проводился окончательный экзамен по всем предметам также в присутствии комиссии. После окончания школы воспитанницы получали звание фельдшера-акушерки и получали временное удостоверение, которое через полгода обменивалось на подлинное свидетельство. Лучшие воспитанницы заносились на мраморную доску школы и получали похвальные листы.
По окончании школы ученицы в торжественной обстановке давали клятву: "Принимая с глубокой признательностью даруемые мне права, обещаю исполнять все обязанности с любовью, кротостью, терпением и самоотвержением; исполнять обещаю в точности распоряжения врачей и быть с ними совершенно откровенной и правдивой; обещаю хранить в тайне все, что мне во время ухода за больным доведется слышать или видеть в их семействах; обещаю в точности выполнять все предписания закона, относящиеся к специальности, которой я себя посвятила; обещаю не ронять достоинства моего звания, недобросовестным выполнением возложенных на меня обязанностей".
Первый выпуск акушерско-фельдшерской школы состоялся в мае 1910 рода и составил 15 человек. Очень скоро Томская школа зарекомендовала себя как одно из лучших средних медицинских учебных заведений Сибири. Интересна история создания библиотеки акушерско-фельдшерской школы. Основу ее заложил первый директор школы Закоурцев А.Е., пожертвовавший свою личную библиотеку. Затем жена профессора Смирнова пожертвовала школе библиотеку профессора. Долгое время библиотека называлась именем профессора Смирнова. К 1917 году библиотека насчитывала несколько тысяч книг.
Шли годы, выпускницы школы пополняли ряды учреждений здравоохранения. На их долю выпало много испытаний. Вот что вспоминает Разинкова Е. Я., выпускница 1946 года: «1943 год – год окончания семи классов школы. Что дальше? И я 14-летняя девчонка, стремясь помочь как-то Родине, народу, быть чем-нибудь полезной, поступаю в фельдшерско-акушерскую школу. Стремление скорее закончить, попасть на фронт и оказывать медицинскую помощь раненым – вот о чём мечтали мы, девчонки военных лет. Голодно, холодно… И, всё же, почти каждый день, после учёбы - дежурство в госпитале, где нас очень ждали, наша помощь была нужна раненым, и мы с честью выполняли свой долг».
Перед Великой Отечественной войной в школе уже было 19 групп. В годы войны из акушерско-фельдшерской школы ушли на фронт многие выпускники, среди них Ведерникова А. И., Компанеец М. И., Каплан Г. П., Дудин В. П., Власов А. Я., Кладова А. П., Вялов А. И., Медведко А. Н., Майоров П.В., Горохов В.П., Тимофеенко М.В., Якурнова А.Г. и многие, другие. Защищая Родину, многие погибли.
В 1954 году фельдшерско-акушерская школа была переименована в Томское медицинское училище. Была начата подготовка медицинских сестёр, а затем санитарных фельдшеров, зубных врачей и зубных техников.
На протяжении многих лет директорами медицинского училища были: Елькина З.В. - Отличник здравоохранения; Бобина Е. Я. - Заслуженный учитель РФ. Поляков В. А. В училище работали опытные, талантливые преподаватели: Беликова Г. Н., Буткевич В. И., Кучкова В.А., Школяр Н.А., Яворская Б.М., Дёмина М. И., Чернов И. Г., Карташова Г.И., Прянишникова Л.А., Щербинина В.Г., Коренькова Г.В. и другие. Шли годы. Ежегодный выпуск молодых специалистов составлял 350-400 человек. Много замечательных людей вышло из стен училища на дорогу жизни.
В 1995 году приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Томское медицинское училище переименовано в Томский областной базовый медицинский колледж.
Плодотворной учебно-воспитательной работе способствует высокая квалификация и стабильность коллектива. Сегодня авторитет колледжа базируется на многих составляющих: это многолетние традиции, опыт и мастерство преподавателей, хорошая материально-техническая база. Колледж – многопрофильное учебное заведение, где кроме дневного отделения функционируют вечернее отделение и отделение постдипломной подготовки.
Много хороших и добрых традиций родилось в стенах колледжа: научно-практические конференции преподавателей и студентов, встречи с интересными людьми, выпускниками колледжа, конкурсы «Лучший по профессии», посвящение в студенты, олимпиады, КВН, спортивные состязания, Дни здоровья, тематические вечера и т.д.
Можно долго перечислять фамилии выпускников, работа которых, их беззаветная преданность делу и высокая ответственность за его выполнение достойна глубокого уважения и почета. Вся история существования колледжа – это путь, освещённый светом добрых дел, наполненный одухотворённой деятельностью, состраданием к ближнему. В последние годы ежегодно получают путевку в жизнь более 300 специалистов. Гордится колледж своими выпускниками, ставшими учеными, заслуженными врачами РФ, отличниками здравоохранения, главными врачами крупных больниц, преподавателями медицинского колледжа, фельдшерами, акушерками и медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений. Сколько замечательных тружеников медицины, выпускников колледжа, - фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, медицинских сестер повседневно спасают жизнь людей, заботятся о сохранении их здоровья.